Мотоблоки и культиваторы

Мотоблоки и культиваторы - это одноосные машины-рыхлители роторного типа. Независимо от особенностей конструкции каждый культиватор или мотоблок содержит, трансмиссию, ходовую часть и органы управления.

 

Культиваторы и мотоблоки оснащаются комплектом фрез и приспособлением, называемым "ограничитель", иногда "сошник", которое дает возможность менять глубину обработки земли. Особые приспособления - "навесные орудия и агрегаты", изготавливаемые для этих машин, дают возможность использовать агрегаты также для вспашки, культивации, окучивания, выкапывания корнеплодов, перевозки грузов и выполнения других работ.

 

К классу культиваторов относят легкие машины, предназначенные для обработки почвы фрезами и ограниченным набором навесных орудий. Они имеют чаще одну передачу переднего хода, реже - одну переднего и одну заднего. Транспортировочные колеса, которыми комплектуется большинство культиваторов, не имеют привода от двигателя и предназначены только для перемещения агрегата по участку.

 

Отличие мотоблока от культиватора заключается в том, что у культиваторов культивация почвы является самой главной, а под час единственной функцией, которую он выполняет превосходно. Разница лишь в мощности двигателя и весе всего агрегата. Но сельскохозяйственные работы - это не только культивация почвы. Для выполнения других работ требуются специальные прицепные или навесные орудия, которые чаще встречаются для различных мотоблоков.

 

Мотоблоки, в отличие от культиваторов, являются более мощными и более тяжелыми машинами, почти всегда имеют несколько скоростей движения вперед. Это позволяет выбирать оптимальные режимы работы не только фрезами, но и всем спектром навесных орудий. Мотоблоки комплектуются ходовыми колесами с приводом от двигателя и всегда имеют по крайней мере одну передачу заднего хода.

 

Культиваторы и мотоблоки можно разделить на три класса:

 

 

Сверхлегкие

 

В настоящее время наибольшей популярностью пользуется суперлегкое оборудование весом до 20 кг и мощностью до 2 л.с., которое по силам женщинам и пожилым людям. Если речь идет о дачном участке в 15-20 соток и при этом владелец не обладает большой физической силой, то остановить свой выбор лучше на одном из сверхлегких культиваторов. Съемные ручки этих культиваторов и малый вес (9-16 кг), позволяют перевозить их в рюкзаке на любом общественном транспорте или в багажнике легкового автомобиля. Одним из преимуществ малого веса является легкость в управлении и удобство эксплуатации мотоагрегата. Небольшая ширина захвата (до 25-30 см) делает его мобильным и позволяет работать в узких междурядьях и труднодоступных местах. Такие культиваторы имеют, как правило, двухтактные двигатели и работают на смеси бензина и масла в разных пропорциях.

 

Благодаря особой крючкообразной форме зубьев фреза сверхлегких мотоблоков эффективно убирает из земли еще не успевшие укорениться сорняки и выбрасывает их на поверхность. Кроме того, такие мотоблоки успешно справляются с разрыхлением.

 

 

Легкие

 

Мощность двигателя до 4 л.с., масса до 60 кг. Предназначены для мужчин со средней степенью физического развития. Основным рабочим органом является фреза, которая рыхлит землю. Мотоблоки этого класса более производительны, ширина захвата фрез у них значительно больше - 50-90 см, но это преимущество становится недостатком при работе в стесненных условиях небольших участков и в узких междурядьях. Для выращивания на приусадебном участке разнообразных плодов, овощей и ягод необходима более глубокая обработка почвы, что обеспечивают легкие агрегаты.

 

Легкие мотоблоки имеют в основном четырехтактные двигатели, для эксплуатации которых используется бензин Аи-76 (отечественные модели) или Аи-92, 95 (импортные модели).

 

 Лёгкие мотоблоки имеют два способа натяжения приводного ремня: с помощью натяжного ролика и смещением двигателя относительно ведомого шкива. Первый способ предпочтительнее, так как двигатель установлен на основании неподвижно. Мотоблоки с подвижным двигателем конструктивно более слабые, сильнее вибрируют.

 

Редуктор мотоблока (нога) тоже имеет свои особенности. Самый простой редуктор - неразборный, корпус которого сварен из двух плоских половинок. Его ещё называют необслуживаемым. Эти недорогие мотоблоки делают для тех, кто предпочитает купить новый мотоблок вместо того, чтобы ремонтировать старый. Большинство инофирм предпочитают всё же выпускать мотоблоки с разборными редукторами. Они хоть и дороже неразборных, зато позволяют ставить более прочные и долговечные узлы, включающие подшипники качения, а не скольжения, сальники, пылезащитные шайбы и т.п. Периодически меняя пылезащитные элементы, можно в 3-4 раза увеличить срок службы редуктора и мотоблока в целом.

 

Следует обратить также внимание на обороты фрезы. Оптимальные обороты для вскапывания огорода на «штык лопаты» - 100-130 в минуту. При 150-180 об/мин хорошо обрабатывать после вспашки верхний слой почвы толщиной 5-10 см и выравнивать поверхность огорода. Если фреза вращается со скоростью 180-200 обмин, можно отлично подготовить посевной слой почвы толщиной 2-5 см для семян любых культур. При оборотах 200-220 в минуту можно эффективно уничтожать почвенную корку и сорняки до появления всходов, а после появления всходов выполнять мелкие междурядные рыхления глубиной 2-3 см и, опять таки, уничтожение сорняков. Не рекомендуется выполнять междурядные рыхления фрезой с оборотами 100-130 в минуту: фреза «уйдёт на глубину» и порвёт боковую корневую систему культурных растений. Есть мотоблоки, у которых скорость вращения фрезы, а соответственно и степень вырезания сорняков, ещё выше - до 320-350 об/мин. Это профессиональные мотоблоки, имеющие к тому же специальное колесо с приводом для вождения мотоблока в междурядьях.

 

Средние

 

Это универсальные приспособления весом до 100 кг и мощностью до 7 л.с. Чаще всего такие машины имеют две передние и одну заднюю скорости, что особенно удобно для маневрирования на густо засаженных участках. За счет конструктивных особенностей производительность агрегатов среднего класса в полтора-два раза выше, чем у легких. Рыхлить они могут глубже. Благодаря своей массе устройство вскапывает почву (даже тяжелую) более уверенно и основательно, не вибрируя и не выскакивая из рук. В зависимости от поставленной задачи мотоблоки среднего класса можно оснащать различными почвообрабатывающими орудиями: окучником, культиватором, бороной и другими, что, несомненно, расширяет их возможности в огороде.

 

Существуют мотоблоки с усиленным редуктором, приводным ремнём повышенной прочности и двигателем мощностью 5,0...5,5 л.с., но с бoльшим моторесурсом. У таких мотоблоков две передачи вперёд, одна из которых - силовая - обеспечивает пониженные обороты рабочего вала для работы с плугом, окучником, картофелекопалкой. Работать с такими мотоблоками довольно комфортно, потому и обработать ими можно раз в 10 больше земли. Это полупрофессиональные мотоблоки, предлагающие огороднику компромиссное решение: мотоблок по цене ниже профессионального и с гораздо большими возможностями, чем у любительского.

 

Мотоблоки среднего класса с двигателем 5,0-5,5 л.с. имеют, как правило, заднюю передачу.

 

 

Тяжелые

 

 

 

Мощность двигателя от 7 до 16 л.с. Предназначены для специалистов (фермеров или   работников коммунальных служб).

 

К этому классу относят экземпляры весом свыше 100 кг, с двигателем мощностью от 7 до 16 л. с., полноценной коробкой передач и шестеренчатым редуктором. Такой агрегат поможет легко справиться с задачами, не связанными с обработкой почвы: транспортировкой крупногабаритных грузов, очисткой большого участка от снега и т. д. Часто тяжелые мотоблоки оснащают дополнительным оборудованием: еще одной фрезой, сенокосилкой, несколькими видами плугов, окучником, бороной, прицепом, адаптером и др.

 

При покупке мотоблока необходимо хорошо ознакомиться не только с характеристиками двигателя и навесного оборудования, важно изучить также особенности сцепления редуктора. Если у агрегата клиноременное сцепление, необходимы частые регулировки, контроль за натяжением ремня и его своевременная замена. Значительно надежнее в эксплуатации многодисковое и дисковое сцепление, которое применяется в импортной технике.

 

Передача крутящего момента с двигателя на рабочие органы осуществляется с помощью редуктора и от надежности этой передачи зависит долговечность самого мотоблока. Зубчатые (шестеренчатые) и червячные передачи реже выходят из строя, чем цепные или клиноременные. Следует обратить внимание на устройство и защищенность самого редуктора. выяснить, насколько надежно защищены от попадания земли и посторонних предметов органы редуктора, доступны ли для смазки трущиеся летали, как часто придется проводить профилактический ремонт.





Captcha

Похожие новости